Две беды: Блог Сергея Горского

30 апреля 2020, 14:53 11882
13 комментариев

… Лет чрез пятьсот) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.

«Евгений Онегин»
Пушкин А.С.

Освоение российского Дальнего Востока испокон века сталкивалось с основным препятствием – отсутствием дорог. Камчатке, по сравнению с якутскими болотами, где тонут тягачи, и Чукоткой, где дорог нет вообще, относительно повезло. Русские казаки лихо спускались с севера на юг, летом используя реки, а зимой на собачьих упряжках местных народов. Исторически все дороги на полуострове проложены или военными, или другими государственными ведомствами к своим объектам. Так, попасть на Толмачёвское озеро можно лишь по технологическому проезду к одноимённой гидроэлектростанции, а эффектная видовая площадка на вершине Вилючинского перевала – всего лишь стоянка бульдозеров, зимой очищающих путь на Мутновскую геотермальную станцию от снега.

Обычно отвечая на вопрос, почему невозможно отремонтировать тот или иной проезд, бюрократы путанно объясняют, что дорога должна быть из точки «А» до точки «Б», то есть из одного населённого пункта в другой, поэтому они и делают по «плану быстрых побед» только одну дорогу из Петропавловска в Мильково. Большинство же дорог к природным объектам ведут из точки «А» в никуда. Исключением, только подтверждающим правило, выступила дорога в Озерки, построенная за федеральные деньги. Но и в этой точке «Б» долгое время ничего не было, видимо, резиденты, привлечённые выгодными условиями опережающего развития, разбежались, куда глаза глядят.

Вокруг Петропавловска существует много природных достопримечательностей, давно облюбованных  как местными жителями для отдыха, так и для посещения гостями полуострова. Эти, как сейчас модно говорить, точки притяжения туризма, позволяют весьма доступно показать разнообразие и красоту Камчатки массовому потоку, в отличие от элитных туров на дорогостоящем вертолёте для ВИП-туристов.

«Сидящий в кабинете чиновник по определению не способен рачительно и толково распорядится государственными деньгами»

Суровое дыхание Тихого океана можно ощутить на Халактырском пляже, увидеть альпийские цветы и добродушных евражек – на Авачинском перевале, горное озеро и водопады – на Вачкажце, захватывающий вид на Авачинскую бухту открывается с Мишенной сопки и со смотровой площадки над скалами «Три брата».

Несколько лет назад на Халактырском пляже открыт визит-центр. Обустроены деревянные дорожки и лестницы для спуска к океану, установлены информационные стенды с описанием флоры и фауны полуострова, открыты туалеты. В летний период работает информационный шатёр и кафе, под которые приспособлены павильоны в виде гигантских лососевых икринок, представлявшие Камчатский край на восточном экономическом форуме во Владивостоке. Благодаря рукотворному оазису цивилизации в диком уголке, летом тысячи людей неудержимо устремляются «на океан». Чёрный песок, согретый скупыми лучами камчатского солнца, пропитанный йодом морской бриз, изумрудно зелёная трава, пенистые шапки волн, заснеженные домашние вулканы создают непередаваемую атмосферу единения человека с природой.

В последние годы, вопреки цунами-опасной зоне, устрашающим зимним штормам, нередко выбрасывающим рыболовецкие сейнеры на берег,  тревожному соседству с копателями строительного песка и бродящими в поисках пропитания бурыми медведями, на Халактырском пляже обосновались стихийные лагеря сёрферов. Подвижники экстремального спорта, как могли, благоустроили территорию, из подручного материала построили жилые домики. Поистине, надо обладать завидным мужеством, чтобы даже в гидрокостюме отважиться зайти в ледяные воды Тихого океана и на доске оседлать волну! Теперь мы гордимся, что на карте мира появился ещё один спот, который круглый год манит на Камчатку сёрферов со всего света.

К сожалению, как известно, дорога на Халактырский пляж находится в удручающем состоянии. Ямы, кочки, глубокие лужи местами создают непроходимые препятствия не только для легковых машин, но и для внедорожной техники. Формально дороги на океан до сих пор нет, раньше туда ездили только военные, поскольку там ожидали высадку американского десанта. Существующий проезд – и сейчас вполне подходящая дорога, но только для танков. В довершение картины многострадальную грунтовку добивают большегрузные автомобили, беспрерывно вывозящие с пляжа тысячи тонн вулканического песка для строительных нужд.

В другой привлекательной локации можно  совершить восхождение на Авачинский вулкан и экструзию Верблюд, увидеть эндемики горной тундры, множество зверей, птиц, например, снежных баранов, кречетов и черношапочного сурка. Дирекцией природных парков на бюджетные средства там организован визит-центр: поставлены вагончики, сделаны туалеты, построен музей. Но уже на протяжении длительного времени всё это заброшено. Порядок на этой территории поддерживается благодаря функционирующим круглогодично базовым лагерям, принадлежащим туристическим компаниям. Единственный проезд к Авачинскому перевалу возможен по руслу схода лавового потока – Сухой речке. 

На горном массиве Вачкажец поставили металлический мостик через ручей, который смыло первым же паводком, беседку туристы превратили в общественный туалет, за неимением другого, подъезд в памятнику природы огромными колёсами измолотили джиперы. Для сравнения – давно заброшенный карьер по пути на Вилючинский перевал стараниями экстремалов-сноубордистов превратился в цветущий сад, с каскадом термальных бассейнов, пряничными домиками и вымощенными брусчаткой улицами. Сегодня это - одна из лучших баз отдыха в долине реки Паратунки. На вершине Мишенной сопки и над скалами «Три брата» соорудили деревянные тропы и беседку, но добраться туда на обычном транспорте практически нереально. Но парапланеристов, годами старающихся привести в порядок Мишенку, чиновники всеми правдами и неправдами выживают оттуда.

Как показывает практика, именно энтузиасты, искренне влюблённые в этот прекрасный край,  много лет подряд целеустремлённо вкладывающие силы и душу в развитие Камчатки, могут не на словах, а на деле преобразить великолепные уголки нашей уникальной природы, обеспечить поддержание порядка и сохранение биоразнообразия. Сидящий в кабинете чиновник по определению не способен рачительно и толково распорядится государственными деньгами. Построенные на бюджетные средства и оставленные без охраны визит-центры, предсказуемо подвергается разрушению, как стихией, так и вандалами. Не надо изобретать велосипед, нужно только построить нормальные дороги к точкам притяжения туристов и оказать финансовую поддержку тем компаниям, которые уже сегодня их фактически развивают. За счёт целевых грантов предприниматели, работающие на земле, сами создадут необходимую инфраструктуру: туалеты, сбор и вывоз мусора, электроэнергию, воду, парковку, кафе, прогулочную зону, места для фотографирования, доставку автобусами бюджетных туристов. И тогда хотя бы на одну беду на Камчатке станет меньше.

Читатели комментируют

13 муравей   22 мая 2020, 14:34

На Камчатке куча трудолюбивых и честных людей, гораздо больше, чем на материке в процентном отношении, в Европе туризм поддерживают как основу экономики и грантами, а всем прочим, поэтому надо не мешать людям работать, а помогать.

12 город   21 мая 2020, 20:33

в Испании нет никаках грантов, там есть трудолюбивые люди, на камчатке ворье.

11 Вблизи   19 мая 2020, 03:32

Власть не виновата в том, что в подъездах разруха

10 издалека   17 мая 2020, 09:53

Интересно, откуда на отдаленном полуострове вандалы? Неужели в плохом состоянии объектов виновато местное население? Нее, быть такого не может. Виноваты власти!

Wellwisher, не разгоняй членов нашего кружка...

Посмотреть все 13 комментариев



Написать комментарий   Некорректный логин или пароль
Ваше имя: