Экс-глава Росрыболовства Андрей Крайний не считает крайним капитана «Дальнего Востока» : ИА «Кам 24»

Экс-глава Росрыболовства Андрей Крайний не считает крайним капитана «Дальнего Востока»

14 апреля 2015, 17:25 3797

«Новая газета» опубликовала интервью с бывшим главой Роскомрыболовства Андреем Крайним. Он считает, что гибель траулера «Дальний Восток» стала следствием трагического наложения нескольких причин.

Отталкиваясь от самой распространённой, на сегодняшний день, версии гибели «Дальнего Востока» (пустые балластные цистерны, нарушившие остойчивость), Андрей Крайний в интервью «Новой газете» так прокомментировал свои выводы: «Если капитан заполняет забортной водой балластные цистерны, образуются так называемые льяльные («замазученные») воды, которые он по возвращении в порт обязан сдать на специальное судно. Это расход времени, а стоимость самой услуги доходит до миллиона рублей.На промысловом судне царит сдельщина, у всех паи. От такой экономии и капитан, и каждый член команды получают небольшую премию».

По мнению Крайнего, отсутствие балласта могло сыграть роковую роль при стечении определенных обстоятельств. «Это же все на ходу было, он еще и топливозаправщика ждал, – сказал бывший морской чиновник. – Топлива почти не было, а это существенное обстоятельство для выбора действий капитаном. При выборе трала на борт мог образоваться крен. Но если так, то это продолжалось несколько десятков минут. Капитан обязан объявить по трансляции: «Всем приготовиться к покиданию судна, надеть гидрокостюмы». А на борту бирманцы, которые ни слова по-русски, и никто с ними занятий по безопасности не проводил. То, что был крен, очевидно. Но его причина не определена. У меня есть версия. В течение 2009 года мы потеряли в северном бассейне два судна норвежской постройки после ремонта. Напором воды в обоих случаях сорвало технологические заглушки в борту, суда сразу начали принимать воду».

Траулеры одного проекта с «Дальним Востоком» были построены с учетом нужд мобилизационного периода, рассказал Андрей Крайний. В военное время они легко становились минными тральщиками. И отсеки были так спланированы и рассчитаны, что траулер с восемью водонепроницаемыми переборками выдерживал два попадания торпеды.

При такой конструкции все предположения о наполнении через иллюминаторы стометрового судна или столкновении с льдиной не состоятельны, считает Крайний. Важно установить, проходил ли траулер ремонт, о котором пишут СМИ, действительно ли там снесли часть переборок и установили дополнительные холодильники?

Технологическое отверстие, рассказал бывший чиновник, это заваренные люки до метра в диаметре. Спровоцировать отрыв заглушек технологических отверстий мог динамический удар, если они плохо приварены. Если переборок нет или они не держат воду, остановить ее приток после отрыва почти невозможно.

«Пустые танки не могли стать фатальным фактором, как и трал — он весит 80 тонн,– рассказал Крайний. – Это не груз для корабля таких размеров, в нем одной рыбы было немногим меньше полутора тысяч тонн! Длина 103 м, ширина 16, высота 10. Он проектировался для ловли в Северной Атлантике, работал при волнении 6–7 баллов. Каждый взятый отдельно фактор сам по себе не мог привести к трагедии. Но если оторвалась хотя бы одна технологическая заглушка, а конфигурация водонепроницаемых переборок была изменена, тогда все могло произойти именно так. Он начал крениться все сильнее, а за живучесть бороться было некому».

«Я не верю в вину одного лишь капитана, – подчеркнул бывший глава рыбного ведомства России. – Легче всего сказать, что виноват один капитан и он заплатил за свои ошибки жизнью. За этим частным случаем, боюсь, лес вопросов встает, в том числе и ошибки государственных ведомств. На все надо найти ответы».

Другая тема была поднята в интервью: «Команда сначала была 56 человек по судовой роли. Это половина из тех, кто находился на борту в момент трагедии. Капитан догружал людей в море. К сожалению, на Дальнем Востоке такое частенько встречается. Они же нелегалов берут, которым можно платить по 200–300 долларов в месяц. Русский рыбак получает 1000–1500 долларов. Эти нелегалы все рыбообработчики, это не помощник капитана или тралмастер. Крюинговые компании получают деньги за каждого нанятого на борт. Похоже, что в данном случае эта компания еще и получала взятки от бирманцев за саму возможность попасть на работу. Но представьте, что даже и у нанимателей может не оказаться документов, сколько они посадили на борт».

Андрей Крайний не исключает также, что фактическими хозяевами «Дальнего Востока» могли быть не только его формальные судовладельцы. Лов в наших водах разрешен только отечественным компаниям, но за их спиной часто стоят иностранцы.«Как правило, владелец компании опутан долговыми расписками, кредитными договорами. Так он становится управляем теми же китайцами», – рассказал бывший чиновник. Таких опосредованных хозяев, как правило, мало интересует безопасность людей. Им важна прибыль, выжимаемая любой ценой.

Как сообщило «Кам 24» сахалинский траулер «Дальний Восток» погиб 2 апреля в Охотском море. По официальной версии, погибшими считаются 57 человек и ещё 12 пропавшими без вести. Спасти удалось 63 человека. Поисковые работы в районе трагедии завершились вчера.

Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.

КОММЕНТАРИИ

Шурик (гость) | 15 апреля 2015 г, 12:42

Ну и бред! Все знали что звезданутый, но до такой степени! Минный тральщик, две торпеды, заглушки - "Иван Васильевич, когда вы говорите, то кажется, что вы бредите."(с)


Внимание! Чтобы комментировать материалы, надо авторизоваться на сайте. Зарегистрироваться