Камчатке не хватает стахановцев: ИА «Кам 24»

Камчатке не хватает стахановцев

06 марта 2015, 14:27

Жизнь показывает, что бизнес исчерпал экономические возможности воздействия на окружающую среду. Теперь нужны политические решения.

Представители Минвостокразвития России недавно подвели предварительные итоги конкурса дальневосточных инвестпроектов. Из 39 заявок эксперты выделили лишь восемь. Одна из них имеет прямое отношение к Камчатке. Это проект в сфере сельского хозяйства. Он касается развития свиноводства и представлен фирмой «Агротек». Учитывая, что наш край никогда не входил в число инвестиционных лидеров, новость из министерства, согласитесь, звучит не только приятно, но и неожиданно.

Впрочем, компания «Агротек» за последнее время не первый раз оказывается в самом центре экономических событий. В развитие сельского хозяйства региона она вложила миллиарды рублей. Однако новости об ее деятельности не всегда были позитивными.

Об успехах и трудностях предприятия, а также о перспективах камчатской экономики и политики нашему корреспонденту рассказал генеральный директор ООО «Агротек» Владимир Рубахин.

Бизнесу нужна защита

- Владимир Ильич, в каком году вы пришли в «Агротек»?

- В начале 90-х годов. Тогда это была небольшая компания с другим названием, которая занималась производством колбас. Я рассчитывал поработать в ней полгода, а остался на всю жизнь. Так получилось, что ряд учредителей по каким-то своим соображениям решили закрыть фирму. Но я видел в ней перспективу, продал свою однокомнатную квартиру и выкупил их доли.

- Сегодня вы предприниматель с многолетним стажем. Скажите, когда в России было удобнее заниматься бизнесом – сейчас или в 90-е годы прошлого века?

- В 90-е годы настроения у людей были другие. Многие жители страны тогда оказались не у дел, искали возможность заработать. Причем, путь в госслужбу мало кого привлекал. Оставалась частная предпринимательская деятельность. Россияне организовывали кооперативы, брали фермерские участки, пытались что-то на них выращивать. Судя по соцопросам тех лет, подавляющее большинство детей, учащихся в школе, мечтали стать предпринимателями... А сейчас школьники хотят стать чиновниками, ходить на работу и получать зарплату. Я это говорю не к тому, что быть чиновником – плохо. Просто, на мой взгляд, нужно поддерживать предпринимательский вектор у россиян. Ведь все, что создано вокруг нас, произведено именно в реальном секторе экономики.

- Какой период за 20 лет работы компании вы считаете самым тяжелым?

- 2013-й год и начало 2014-го. Это связано с отсутствием федеральной поддержки наших проектов, которая была обещана, а также с информационным негативом по поводу ситуации в селе Сокоч. Мне тогда приходилось заниматься в большей степени не бизнесом, а отражением всевозможных атак на компанию. К счастью, внутри предприятия кризис практически не ощущался. Команда продолжала работать – слаженно и уверенно. Однако серьезные опасения возникали по поводу перспектив развития. На предприятии, например, произвели выемку документов. Я тогда впервые понял, что сегодня даже цивилизованный, законопослушный бизнес очень уязвим перед натиском силовых структур. По чьей-то наводке, кляузе фирму могут в буквальном смысле слова выпотрошить. Думаю, что создание в нашей стране омбудсменов, защищающих права предпринимателей, – очень своевременная мера. Реалии сейчас таковы, что любой шаг в направлении развития бизнеса требует не только экономических, но и политических усилий.

Давайте строить

- Именно поэтому в Законодательном собрании Камчатского края так много предпринимателей?

- Думаю, что в том числе и поэтому. Жизнь показывает, что бизнес исчерпал экономические возможности воздействия на окружающую среду. Теперь нужны политические решения. А они, к сожалению, не всегда поспевают за развитием экономики. Приведу пример. В регионе существует программа по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. В первую очередь, она касается малоимущих. Однако вместо того, чтобы строить новое жилье, происходит его скупка на вторичном рынке. Ведь это очень легко: взять бюджетные деньги и скупить по всему городу однокомнатные квартиры. К чему это приводит? К тому, что производство, как не развивалось, так и не развивается, зато однокомнатные квартиры из-за резко возросшего спроса на них приближаются по цене к трехкомнатным. Но разве это государственная задача, скупать квартиры на вторичном рынке? Я уверен, что нет. Задача – обеспечить качественным жильем малоимущих. Так давайте строить новые дома. Это будет полезно и для бизнеса, и для территории. Причем, совсем не обязательно строить исключительно на госсредства. Можно подготовить определенную инфраструктуру и привлечь бизнес в рамках частно-государственного партнерства. Тогда предприниматель построит дом, а с бюджетом рассчитается теми же однокомнатными квартирами...

В Заксобрание я пошел в том числе и для того, чтобы перевести решение подобных вопросов в конструктивное русло. Думаю, похожие резоны были и у многих моих коллег – депутатов-предпринимателей.

- В России не только предприниматели, но и чиновники активно проявляет себя в бизнесе. Как вы относитесь к тому, что в нашей стране существует масса компаний с государственным участием?

- Я ничего не имею против того, чтобы системообразующие для российской экономики компании, которые, например, контролируют природные ресурсы, находились в руках государства. Но вот какой смысл в создании многочисленных ГУПов и МУПов, мне, откровенно говоря, непонятно. Ведь ни для кого не секрет, что подобные предприятия нередко заканчивают свою деятельность с миллионными убытками. По моему мнению, государству не стоит идти в малый и средний бизнес, в сельское хозяйство. Пусть лучше каждый занимается своим делом. Чиновники своим, а бизнесмены – своим.

Рублей на всех хватит

- Ну а что делать, если в сельское хозяйство частный малый и средний бизнес идет не очень охотно…

- А вы попробуйте туда зайти? Землю вам не дадут, проект вы не сделаете, дорогу вам не построят. Поэтому частный бизнес туда и не идет. В результате, мы и имеем то, что имеем. Значительная доля продуктов на рынке – импортная. Чтобы предприниматели шли в сельское хозяйство, надо создавать инфраструктуру – строить дороги, подводить газ. Все это позволит всколыхнуть инициативу на местах.

- Есть мнение, что нынешний экономический кризис в стране может поспособствовать развитию российского производства. Вы с этим согласны?

- Не могу сказать, что я радуюсь кризису. Однако я считаю положительным моментом то, что у нас наконец упоение доходами от нефтедолларов сменилось другим чувством – шоком от того, что их мало и на всех не хватит. А чтобы хватало на всех, надо помимо нефтедолларов, зарабатывать обычные рубли на нашей российской земле. Предлагать что-то и внутреннему рынку. Тогда у россиян будут и хорошие зарплаты, и хорошее настроение. Но самое главное – придет понимание простых, но очень важных вещей: благополучие создается на земле, человеческими руками и трудом, а не бюджетом Российской Федерации.

- Считается, что основой экономики любого нормального государства являются малый и средний бизнес. Однако в камчатском Заксобрании представлены только крупные предприниматели. У них есть возможность отстаивать свои интересы, а кто все-таки позаботится о малом бизнесе?

- Один очень известный американский бизнесмен сказал такую фразу: «Что выгодно для «Форда», то выгодно для Америки». И этого правила еще никто не отменял. Поэтому и я готов повторить: что выгодно для «Агротека», то выгодно для Камчатки.

У крупного, малого и среднего бизнеса разные ниши. Я, например, не вижу смысла в том, чтобы занимать нишу малого предпринимательства и развивать точки продаж. Напротив, я охотно привлекаю для этого других коммерсантов. Следующий уровень – сельскохозяйственные кооперативы. Они могут брать у нас поросят, откармливать их – и на этом зарабатывать. Что касается семейных ферм, то им никто не мешает получать бюджетные гранты и арендовать земельные участки. Но при этом надо понимать, что ни один фермер средней руки не сможет взять кредит в миллиард рублей, как это сделали мы. И он никогда не построит то, что нами было построено. Между тем, наша ферма, огромная по камчатским меркам, способна накормить свининой только 15 % жителей региона. Это свидетельствует о том, что остается еще очень большое пространство, которое могут заполнять представители малого и среднего бизнеса. Я считаю, что у нас с ними по большей части партнерские отношения.

Морось из инвестиций

- На ваших фермах животные более продуктивны, чем в других хозяйствах Камчатки?

- Безусловно. Они, можно сказать, чемпионы в своей категории не только в России, но и в мире. Судите сами, одна наша свиноматка приносит 29 поросят в год. Хотя раньше на Камчатке свиноматки рожали не больше 12-15 поросят. Но кроме этого наше поголовье еще и растет быстрее, а значит потребляет меньше корма...

Сейчас основная конкуренция свиноводческих предприятий происходит в плоскости генетики. Так вот, в декабре 2014 года экоферма Сокоч получила сертификат, подтверждающий статус племенного репродуктора. Наличие такого статуса позволяет официально продавать чистопородных поросят «Йоркшир» для дальнейшего разведения маточного поголовья в частных подворьях и фермерских хозяйствах. Конкуренции в этом вопросе у экофермы на Дальнем Востоке практически нет. Наши планы связаны именно с развитием племенного ядра на Камчатке. Ферма в Сокоче будет преобразована из откормочной в генетическую. Ее потенциал позволит уже в 2015 году обеспечить ремонтным стадом до 3000 станкомест свиноматок. Жители региона получат экологически чистую и вкусную свинину мясной породы.

- Страсти вокруг эко-фермы в Сокоче никак не утихнут. СМИ сообщают, что несколько местных жителей отправили письмо президенту страны. Они жалуются Владимиру Путину на то, что деятельность фермы негативно сказывается на здоровье людей…

- Знаете, за время работы фермы со многими жителями Сокоча я познакомился лично и отношусь к ним с большим уважением. Но есть в поселке группа товарищей, которые действуют, на мой взгляд, по принципу – чем хуже, тем лучше. Они и жалуются на ферму в различные инстанции. Что ж, это их право. Хотят обращаться к президенту – пусть обращаются. Никаких секретов они ему не откроют. Потому что наш бизнес и без того абсолютно прозрачен и открыт. При этом, я, например, точно знаю, что если провести в Сокоче социологический опрос, то подавляющее число сельчан выступит в поддержку эко-фермы. Как это произошло в конце прошлого года в Новолесновском сельском поселении, жители которого одобрили строительство современного животноводческого комплекса от «Агротека». Хотя и там оппоненты собирали какие-то подписи, да и вообще всячески пытались ставить нам палки в колеса.

- Эта история широко освещалась в прессе. Поэтому результат сельского схода, на котором местные жители единогласно поддержали строительство свинофермы, впечатлил многих. Думаю, жители Лесного не жалеют о том, что случилось. Ведь поселок, о котором раньше мало кто слышал, с приходом туда «Агротека» сейчас у всех на слуху…

- Я считаю, что жители Лесного поступили рационально. Путь развития локального сельскохозяйственного производства на их территории – самый правильный и верный...

Понимаете, если где-то идет дождь из инвестиций, то на Камчатке это даже моросью не назовешь. А ведь у таких территорий как Новолесновское сельское поселение действительно большой потенциал. Наличие инфраструктуры, земель сельхозназначения и населения, считающего работу на этой земле своим кровным делом, открывает широкие перспективы…

Беседовал Сергей Нечаев

Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.

Прежние новости на эту тему