Ученые предложили теорию, объясняющую глубинные вулканические землетрясения: ИА «Кам 24»

Ученые предложили теорию, объясняющую глубинные вулканические землетрясения

06 августа 2020, 22:32 4648

Группа ученых России, Франции и Израиля разработала новую физическую теорию, объясняющую происхождение глубоких вулканических землетрясений.

Как сообщили ИА «Кам 24» в Институте вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, в исследованиях принимали участие ученые Московского государственного университета, Геологической службы Израиля, Института наук о Земле (Гренобль, Франция), Института физики земли РАН (Москва) и Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (Петропавловск-Камчатский). Исследования выполнялись на базе лаборатории комплексного изучения и мониторинга геодинамических процессов в Курило-Камчатской зоне субдукции, созданной на базе Института физики Земли РАН, в 2018 году при поддержке мегагранта Министерства образования и науки.

«Глубокие вулканические землетрясения наблюдаются на глубинах 20-40 километров под многими активными вулканами в мире, но их происхождение до сих оставалось неясным. На основании математического моделирования, геофизических данных и исследования геохимических составов лав Ключевского вулкана на Камчатке, разработана теория, связывающая землетрясения в глубинных вулканических очагах с выделением водяного пара и углекислого газа из магмы. Быстрый рост газовых пузырей вызывает резкие скачки давления, которые и формируют столь необычные землетрясения», – пояснила старший научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии Ольга Бергаль-Кувикас.

По ее словам, обоснование связи землетрясений с выделением пара и газа из магматических расплавов важно для улучшения прогноза вулканических извержений, поскольку эти землетрясения свидетельствуют о внедрении новой порции расплавов в глубинный магматический очаг и начале подготовки активизации вулкана.

«Другой важный аспект новой теории – это то, что интенсивная сейсмическая активность в глубинных очагах под некоторыми вулканами, такими как Ключевской, может свидетельствовать о содержании повышенной концентрации углекислого газа в питающих их магмах и, соответственно, о возможном повышенном вкладе в выброс парниковых газов в атмосферу», – добавила ученый.

Статья с результатами исследований опубликована в журнале Nature Communication.

Вулкан Ключевской – самый высокий (4 750 метров) действующий вулкан Евразии, самый активный и продуктивный вулкан Курило-Камчатской островной дуги. Средний расход магмы 60 миллионов тонн в год, что составляет половину продуктов извержений всех вулканов Камчатки и Курил. Возраст исполина оценивается примерно 7 тысяч лет. Последнее извержение Ключевского (13-е в этом столетии) происходило с ноября 2019 года по июль 2020.