«Безразличные люди отдают страну на разграбление жуликам и ворам»: ИА «Кам 24»

«Безразличные люди отдают страну на разграбление жуликам и ворам»

27 июня 2017, 16:05 12444

Известный камчатский предприниматель рассказал о том, как заработал первый миллион, почему занялся политикой, что привело его в компанию жуликов и воров, а также о Шамояне, Кузьмицком и других.

Владелец предприятия «Автолюкс» Александр Иванов известен на Камчатке не только как бизнесмен, но и как общественный деятель. Он активно отстаивает права предпринимателей и борется с коррупцией среди региональных чиновников. В июне ему исполнилось 60 лет. Круглая дата и стала поводом для интервью.

«Мазда» за 100 долларов

- Александр Владимирович, когда вы заработали первые серьезные деньги?

- В 17 лет, на шахте в Донецкой области. Я всегда хорошо зарабатывал. Сначала под землей, потом под водой – на атомной подводной лодке. На шахте платили 300 рублей в месяц, на подлодке – 600. Плюс боны (своеобразный дериватив доллара, имевший ограниченный оборот), которые начисляли за время боевых служб в океане. Такие зарплаты в Москве были у министров.

- В каком году вы оставили службу и ушли в бизнес?

- В 1993-м.

- С чего начали?

- Со строительства в Вилючинске автостоянки и станции техобслуживания. Мэр города Александр Маркман выделил нам территорию рядом с прибрежной полосой, на которой была свалка. Мы с товарищем ее расчистили, вкопали столбы, натянули сетку, поставили эстакаду. И народ к нам поехал.

- Легко было в 90-е годы делать бизнес?

- Очень легко. Было бы желание. Деньги, заработанные на авторемонте, мы инвестировали в создание сети кабельного телевидения в Вилючинске. Потом перебазировались в Петропавловск, занимались торговлей. Возили рубероид, битум, масла, овощи, фрукты. Все это мгновенно раскупалось. В то время экономические связи между регионами, которые в советские годы контролировало государство, рухнули. Поставками занялись предприниматели. Кредит реально было получить под 15 %. А прибыль от одной сделки составляла 50 %. Прокрутить деньги можно было пять-шесть раз в год. Вот и считайте. Мы вышли на зарубежные рынки. У нас был партнер в Сиэтле. С его помощью мы поставляли на полуостров овощи и фрукты, причем, очень высокого качества. Работать с американцами – легко, да и с японцами тоже. Помню, во время командировки в Японию, за день до отъезда на Камчатку, у меня осталось 100 долларов. Я пришел на автостоянку в Тояме, спросил: «Что можно купить на эти деньги?» Мне показали несколько машин – выбирай. Я взял семилетнюю «Мазду Фамилию». Одним словом, дела шли хорошо, к 1998 году у меня уже был миллион долларов.

- А потом наступил кризис…

- Да, это был серьезный удар. Мы оплатили в США несколько контейнеров с фруктами. Пока груз шел, рубль рухнул в три раза. Пришлось продавать всё себе в убыток. А у меня еще были долги, которые я возвращал по новому курсу. Тогда я потерял половину своего капитала.

- 90-е годы сегодня называют бандитскими. У вас была крыша?

- Никогда.

- И бандиты вас не трогали?

- Нас было несколько человек, бывших военнослужащих, мы могли защититься. У нас имелось легальное оружие. Наши друзья работали в милиции. Я всегда считал, что лучше дружить с ментами, чем с бандитами. Хотя деньги за «крышу» милиционерам никогда не платил. Отношения были товарищескими. Мы вели нормальный бизнес, никому не делали гадостей, никого не обманывали. А бандиты, как правило, появлялись, там, где начинались разборки между компаньонами.

- Сегодня сложнее заниматься бизнесом, чем тогда?

- Значительно сложнее. Это стало ощущаться где-то к концу нулевых. Рынок насытился, усилилась конкуренция, появились определенные административные барьеры.

Всё наоборот

- На Камчатке есть предприниматели, которые являются для вас моральными авторитетами?

- Ну, моральными авторитетами я бы назвал все-таки не камчатских предпринимателей, а таких людей как Билл Гейтс, Стив Джобс. Они не просто создали новые отрасли промышленности, а изменили мир. Не за счет войн и революций, а при помощи информационных технологий, которые сами же и придумали. Что касается наших бизнесменов, то я отношусь с уважением ко многим из них. Например, к Рашиду Шамояну.

- Почему?

- Он начинал с нуля, всего добился сам – упорным трудом и правильной организацией своего дела.

- Отношение к Шамояну на Камчатке неоднозначное, ведь он является основным поставщиком на полуостров спиртного.

- Это я, конечно, не приветствую. Хотя надо понимать: если бы не он возил спиртное, это делал бы кто-то другой. Продажа алкоголя – легальный бизнес. Заниматься им или нет – моральный выбор предпринимателя. Я, например, вообще сторонник госмонополии на продажу табака и спиртных напитков.

- Кто из камчатских руководителей, бывших и нынешних, на ваш взгляд, работал наиболее эффективно?

- Я бы выделал губернатора Алексея Кузьмицкого и главу администрации Петропавловска Сергея Кондрашина.

- В чем проявлялась их эффективность?

- При Кузьмицком бюджет края вырос в несколько раз. Понимаю, что это, вероятно, произошло благодаря его родственным связям в Кремле. Однако что бы там ни говорили, а стремительный рост регионального бюджета – признак эффективной работы губернатора... Сергей Кондрашин – открытый человек, он не лез в политику, а занимался городским хозяйством. Искренне переживал за Петропавловск, пытался навести в нем порядок – и кое-что у него получалось.

- Когда вы начали заниматься общественной деятельностью?

- Несколько лет назад. Я тогда потерял довольно серьезный бизнес – компанию «Камтелеком». Мы в свое время создали ее с нуля, а потом уступили 51 % акций, в обмен на инвестиции, структуре братьев Ананьевых, владельцев финансово-промышленной группы «Промсвязькапитал». Ананьевы скупали кабельных операторов в регионах по всей России. В течение двух-трех лет после сделки дела шли отлично. Мы в числе первых стали прокладывать оптоволокно в Петропавловске, у нас была построена сеть емкостью более 30 тысяч квартир, за нами стояла крупная финансовая структура. Но в 2008 году ситуация изменилась. Как мне объясняли, в Кремле тогда решили уменьшить число операторов связи и независимых кабельных телеканалов. Ананьевы продали телекоммуникационные активы фирме МТС. А новые владельцы сразу сказали, что мы в качестве компаньонов им не интересны, и предложили 10 миллионов рублей, чтобы мы ушли. Мы выступили с ответным предложением – возьмите 45 миллионов и уходите сами. Найти общий язык, к сожалению, не удалось. Предприятие стали банкротить. Я был уверен, что остановлю этот процесс, выиграв суды, но сильно ошибся. Все суды я проиграл.

- Считаете, что МТС помог административный ресурс?

- Нет, просто у них юристы оказались лучше. Меня все это немного закусило. А тут как раз появился закон об общественных советах по поддержке и развитию предпринимательства. Я вошел в такой совет, а в качестве направления деятельности выбрал борьбу с коррупцией.

- Камчатка – коррупционный регион?

- Не в большей степени, чем другие.

- Камчатские бизнесмены активно идут во власть. Краевое подразделение Росрыболовства недавно опубликовало сведения о доходах своих сотрудников. Выяснилось, что помощник руководителя известный предприниматель Иршат Шайхов заработал в прошлом году 300 миллионов рублей. Зачем человеку с таким доходом быть помощником в Росрыболовстве?

- Вероятно, он защищает свой бизнес.

- Это нормально?

- Думаю, что ненормально. Но вины Шайхова в этом нет. Знаете, я часто встречался на различных мероприятиях в Москве с предпринимателями из Прибалтики. Почти все они – русские. Я спрашивал, не притесняют ли их? Они говорят, нет, все хорошо, главное – платить налоги и не заниматься политикой. Тогда тебя никто не тронет. У нас все наоборот. Чтобы предпринимателя не трогали, ему надо становиться политиком.

Шепот единороссов

- Что, на ваш взгляд, нужно изменить в России во взаимоотношениях бизнеса и государства?

- Многое. У нас предприниматель является налоговым агентом. Он не просто платит зарплату работнику, но и перечисляет за него налоги в бюджет. Хотя во многих странах делают по-другому – бизнесмена обязывают платить работнику высокую зарплату, но налоги тот должен вносить сам. К чему это приводит? Человек официально заработал, допустим, 50 тысяч рублей в месяц, но 15 тысяч вынужден отдать государству. Он начинает ощущать себя субъектом экономических отношений. И если ему что-то не нравится, например, в налоговой политике, скорее всего, пойдет голосовать на выборы. Власти в России, насколько я понимаю, такие избиратели не нужны, поэтому система и не меняется, а явка на выборах, как правило, невысока. Еще одна актуальная проблема – господряды. В последние годы, после экономических кризисов, покупательная способность населения России упала. Зато появились законы о госзакупках. Сегодня для бизнесмена самый простой способ заработать деньги – получить госконтракт. Кстати, это еще одна причина, по которой предприниматели идут во власть. Став чиновниками, они направляют бюджетные потоки в сторону своих предприятий.

- Многие считают, что и вы, занимаясь общественной деятельностью, получаете преференции для своего бизнеса.

- Пусть считают. Одно могу сказать, я никогда не пойду ни с кем на сговор, и не буду нарушать закон. Общественная деятельность дает мне только одно преимущество – обладание информацией. В бизнесе это имеет значение.

- Ваша работа в Комиссии по борьбе с коррупцией на Камчатке принесла хоть какие-нибудь результаты?

- Конечно. Нам удалось добиться смены руководства компании «Спецдорремстрой» – одного из основных в крае дорожных подрядчиков. То, что чиновниками села Паратунка сейчас активно занимаются правоохранительные органы – тоже во многом наша заслуга. Если бы не Комиссия, едва ли попал бы под следствие, а потом сел в тюрьму начальник полиции поселка Ключи Рожков, крышевавший браконьеров. Сейчас мы вплотную занимаемся руководителями городской думы Петропавловска.

- Вам известно такое выражение: партия жуликов и воров?

- Конечно.

- О какой партии идет речь?

- О «Единой России».

- Вы тем не менее в нее вступили.

- Ну и что?

- Зачем?

- По моему мнению, только находясь в этой партии, можно реально влиять на ситуацию в обществе. У меня нет никаких сомнений в том, что именно в «Единой России» сегодня собираются жулики и воры, как раньше они собирались в КПСС. Потом самые рьяные коммунисты первыми рвали свои партбилеты. Из-за таких как они развалился Советский Союз. Я не хочу, чтобы Российская Федерация последовала его примеру. В «Единую Россию» сегодня часто идут бездельники, которые ничего не добились в жизни, ничего не умеют делать, но надеются с помощью партийного ресурса устроиться на теплое место. На Камчатке они обычно оседают в различных МУПах и ГУПах. Чтобы победить это зло, надо знать ситуацию изнутри.

- Почему единороссы вас до сих пор не исключили?

- А я внес раскол в их ряды. В «Единой России» сегодня немало людей, которые меня поддерживают. Правда, они и не высказывают свою позицию открыто, а только шепотом.

- Может, вам все-таки стоит сменить партию?

- Зачем? Не существует хороших и плохих партий. Просто у одних партий есть власть, а у других ее нет. При этом любая партия, пришедшая к власти, станет или «Единой Россией», или КПСС. Да и не партию надо менять, а отношение каждого гражданина в отдельности к своему государству. Безразличные и потерявшие веру в справедливость люди, которые к тому же не участвуют в выборах, отдают свою страну на разграбление жуликам и ворам…

Беседовал Владимир Хитров.

Справка

Александр Иванов родился 6 июня 1957 года в Донецкой области. Работал на угольной шахте электрослесарем подземного оборудования. С 1977 по 1993 год обучался в школе техников Краснознаменного Северного флота, города Северодвинска и проходил военную службу в плавсоставе ВМФ СССР в должности техника боевых информационно-управляющих систем подводных лодок. Службу проходил на атомных ракетных подводных крейсерах стратегического назначения. Ветеран подразделений особого риска. С 1993 года по настоящее время занимается бизнесом, учредитель и руководитель компании «Автолюкс». Окончил Московский государственный индустриальный университет по специальности «Экономика и управление на предприятии». В 2010 году получил диплом Московского государственного университета имени Ломоносова («Высшая школа бизнеса») с дополнительной квалификацией – степенью МВА (мастера делового администрирования). Состоит в Совете по развитию малого и среднего предпринимательства при правительстве Камчатского края. Работает во Всероссийской комиссии по борьбе с коррупцией. Женат, воспитал дочь и сына.

Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.

КОММЕНТАРИИ

Е (гость) | 28 сентября 2017 г, 13:54

... ваш иванов

Победы, 45 (гость) | 19 июля 2017 г, 23:14

Вопрос, однако!

На юбилей (гость) | 19 июля 2017 г, 00:55

А тот ли это Иванов?

Живу по соседству | 18 июля 2017 г, 23:57

А я лично со всеми его посылами согласен. В армии есть пословица: Если вы такие умные, то почему строем не ходите. Завистливые и желчные комменты пишут те, кто сам не способнег сделать то что сделал А. Иванов. Сделайте с нуля за пару тройку лет миллион доларов, заплатите с них налоги и тогда поймете, что делать бизнес и обсуждать с дивана это две большие разницы. Г-ну Иванову желаю крепкого здоровья на юбилей.

кабЕль (гость) | 5 июля 2017 г, 17:32

Особенно понравилось, что "государство решило уменьшить число независимых кабельных операторов". - полный бред, просто просрал свой кабельный бизнес, а теперь виноватых ищет.

Все комментарии (29)

Внимание! Чтобы комментировать материалы, надо авторизоваться на сайте. Зарегистрироваться